Само понятие сушки цветов для сохранения их внешнего вида, впрочем как и для других целей, восходит к древним временам. Египтяне использовали сухие цветы для изготовления благовоний и помещали их в гробницы. В Средние века сухие цветы использовались в медицине, в Японии же они легли в основу искусства Ошибана. А в Англии в Викторианскую эпоху сухоцветы используют как декор и для улучшения своего внешнего вида.
Самые старые сухие цветы были найдены в гробнице в Египте и имеют возраст более 2000 лет. Сегодня они выставлены в Британском музее. Многие вещи, с которыми мы взаимодействуем в нашей повседневной жизни, так или иначе берут свое начало в Риме или Египте, и сухие цветы ничем не отличаются от них.
Цветы в целом, и засушенные цветы в частности, исторически были частью египетских традиций. Древние египтяне были одними из самых ранних известных энтузиастов сухоцветов и искусства аранжировки цветов. Рисунки и иероглифы, оставленные после себя, показывают, что египтяне широко использовали букеты и вазы, а повторение формы говорит о том, что существовали строгие правила относительно того, как должны быть расположены цветы. В этих работах широко использовались цветы лотоса и папирус. Вместе эти растения олицетворяли жизнь, смерть и египетский регион в целом.
Сухие цветы в Египте присутствовали и в радостных случаях и в печалях и при грандиозных победах. Их использовали во время религиозных и королевских церемоний, и, чтобы отправить вместе с близкими в загробную жизнь при погребальных обрядах. Фараоны украшали цветами свои боевые повозки перед отправкой на войну.
А еще многие виды сухих цветов собирали в гирлянды и венки. Гирлянды представляли собой множество растений сплетенных вместе, а венками были те же гирлянды, но скрученные в круглую форму.
Это была обычная практика — дарить венки политикам, спортсменам, поэтам и воинам. Подобно коронам, которые до сих пор носят королевские семьи, или медалям, вручаемым марафонцам, венок был символом чести, власти и победы. Например, лавровые венки считались высшей честью, а венки из оливковых ветвей — символом мира. Хотя венки изготавливались из разных материалов, в зависимости от случая, за редкими исключениями на них была изображена флора, местная для региона, в котором они были сделаны.
Однако сушеные цветы использовались не только в декоративных целях. Древние египтяне также известны тем, что были самыми ранними известными последователями парфюмерии и косметики. Сухие цветы играли центральную роль в создании ароматов и могли использоваться для благовоний, включаться в масла или мази или мелко измельчаться и использоваться в качестве пигментов для губ или теней для глаз.
Египтяне еще были одними из первых, кто признал национальные растения. Лотос и папирус были самыми знаковыми цветами, которые символизировали верхний и нижний Египет. Голубая водяная лилия, также известная как Голубой лотос, занимает видное место на колоннах, каменных алтарях и в египетских храмах. Хотя египтяне предпочитали свежие цветочные композиции, они были одной из первых цивилизаций, увековечивших их в архитектуре, а так же создали первые искусственные цветы, сделанные из прочных материалов того времени.
Древние греки и римляне также как египтяне были сторонниками высушенной флоры, и именно они ответственны за повсеместное распространение гирлянд и венков сегодня.
В отличие от венков, которые раздавались, гирлянды в Древнем Риме обычно предназначались для декора. Гирлянды, сделанные из различных листьев, цветов и фруктов, висели над дверными проемами, гражданскими местами, храмами, похоронными памятниками и использовались для празднования особых случаев, таких как свадьбы.
Римляне широко использовали орнаментальный фестон, который представляет собой гирлянду, подвешенную на двух концах. Фестоны вернулись в Англию 17-го века, где стало популярным вешать их над каминными полками осенью и зимой. Каминная гирлянда до сих пор считается краеугольным камнем домашнего праздничного декора.
И хотя точное происхождение сухоцветного венка неясно, данные свидетельствуют о том, что они использовались на протяжении всей истории и в разных культурах.
На протяжении веков
В Средние века сухие цветы использовались в медицине и, как считалось, защищали от болезней и злых духов. Обычно церковные полы усыпали лавандой, которая была защитой прихожан от демонов. Хотя в то время обычные болезни расценивались как духовные недуги, многие растения, такие как например лаванда, действительно помогали от болезней, отталкивая тварей и вредителей, которые были переносчиками заразы. Церкви были «заповедниками» для садов из трав, которые затем собирались для создания целебных мазей и чаев для общины.
А еще до появления современных дренажных и водопроводных систем городские жители средневековья использовали цветы, чтобы ароматизировать воздух и блокировать неприятные запахи. Дело было не столько в том, чтобы остановиться и понюхать розы, сколько в том, чтобы носить их с собой в высушенном виде, чтобы заглушать другие ароматы города.
Изначально для этих целей использовались помандеры (или по другому «ароматницы» - от фр. pomme d’ambre — «душистое яблоко»), которые представляли собой апельсины, усыпанные гвоздикой, и их можно было переносить, обвязав лентой вокруг плода. Это было довольно хорошее решение против запахов и которое впоследствии эволюционировало в сферические помандеры из драгоценных металлов наполненные высушенными ароматными цветами. В дальнейшем, примерно раз в неделю их дополнительно посыпали измельченной пылью из лепестков роз или корней ириса, чтобы освежить ароматический эффект.
В 16 веке японцы возвели сухие цветы в ранг искусства. Ошибана, или искусство сушки и прессования растений — это сложный и красивый художественный стиль, который требует тщательного и скрупулёзного расположения высушенных растений и цветов на бумаге Васи, чтобы создать прекрасные произведения, вдохновленные самой природой.
В дальнейшем сушка цветов пережила собственное возрождение в викторианской Англии и стала популярнейшим времяпрепровождением. Женщины сушили цветы, чтобы делать гирлянды, рисовать картины или добавлять к украшениям, веерам и перчаткам. Сухие цветы часто сочетались с замысловатой лентой, чтобы создать красивые обрамленные предметы и праздничный декор. Сухоцветы были обязательным атрибутом модного внешнего вида.
Викторианцы практически создали своеобразный цветочный язык, и люди использовали его для общения друг с другом. Следы этой символики сохранились и сегодня поэтому, например, красные розы ассоциируются с настоящей любовью.
Популярность, которую викторианцы придавали сухоцветам, распространилась по всей Европе и миру и по сей день. Цветы все так же сушат и создают из них букеты и композиции, чтобы сохранить воспоминания, украсить помещение или преподнести в подарок.